К основному контенту

Связь искусства и политики /теории Канта, Шиллера/

 


<100 прочитали

И как это связано с Россией.

Статья сложная.

Дискуссию о взаимосвязи искусства и политики в ранний современный период начал И. Кант.

По мнению философа, основной ценностью и политики, и искусства является нравственная свобода, которая объективируется в гражданском обществе и либеральном государстве и одновременно лежит в основе искусства.

/Мода на либерализм в авторитарных сообществах/

Свобода, хоть и является основой политики и искусства, однако и разграничивает их как две несовместимые сферы.

Политика не может быть эстетической, ведь рассматривать ее как эстетическую форму общества означает трактовать индивида как средство достижения внешних к нему политических целей, однако индивид, по И. Канту, является только целью, но не средством.

Из философии И. Канта вытекает также невозможность политизации искусства, ведь рассматривать искусство как сферу воплощения

любых политических идей означает подвергнуть сомнению его чистоту как «целесообразности без цели» и отрицать свободу как его краеугольную ценность.

Следовательно, философия И. Канта выразила либерально-демократическую идею о том, что политика и искусство, в основе которых лежит индивидуальная свобода, должны быть в стороне друг от друга.

С И. Кантом не согласился Ф. Шиллер. Разрозненные и отчужденные друг от друга

индивидуальные «Я», по Ф. Шиллеру, не могут быть носителями свободы. По-настоящему свободным индивид может быть только тогда, когда его индивидуальное «Я» органично сочетается с коллективным «Мы».

Диктат морального закона, который И. Кант отождествлял со свободой, по мнению Ф. Шиллера, является разновидностью несвободы.

Вместо этого к свободе ведет другой путь — эстетический, соединяющий в себе моральный закон и естественную необходимость и преодолевающий односторонность этих полюсов.

Как следствие, свобода может существовать только в «эстетическом государстве» – гармоничном

сочетании индивидов в единое политическое целое, в котором преодолевается их отчуждение и воплощается эстетический принцип «единства в разнообразии».

Если это так, то свободы в любом обществе быть не может, потому что общество это прежде всего иерархия. А не гармония.

Объединительную и коммуникативную функцию в гармонично государстве мыслитель отводил искусству, которое трактовал как микроуровневый символ этого макроуровневого политического единства.

«Эстетическое государство» в идеях философа – это одновременно утопия будущего и идеал прошлого (наиболее полно, по его мнению, этот идеал воплотился в Древней Греции, в которой индивиды находились в гармонии между собой, жизнь напоминала искусство, а искусство – жизнь).

Современность с ее индивидуализмом является пагубным состоянием, которое нужно преодолеть, чтобы снова вернуться к эстетическому состоянию коллективной свободы.

Свобода как инструмент всегда служит двум целям:

Для чего то

От чего то

Таким образом, современное общество не имеет право на свободу. Потому что индивидуализм это свобода от ответственности перед государством. Для реализации своих, эгоистичных желаний.

И. Кант и Ф. Шиллер обосновали противоположные взгляды на связь политики и искусства и их соотношение со свободой индивида, однако их идеи содержат рефлексию одинакового процесса,

который актуализировался во время транзита от и до современного общества.

Речь идет о переходе от коллективного мировоззрения и ценностей к новой парадигме индивидуализма, что разрушает единство политики и искусства.

Разница между идеями И. Канта и Ф. Шиллера заключается в том, что И. Кант этот процесс оценивал положительно, связывая его с абсолютной ценностью личной свободы, а Ф. Шиллер видел в нем негативное и губительное «отчуждение», которое нужно преодолеть и

вернуться к коллективизму и политико-художественному синкретизму прошлых

эпох.

Именно дискуссия между Ф. Шиллером и И. Кантом сформулировала основные позиции в вопросе: «политика и искусство: вместе или по отдельности?».

Философов, которые впоследствии высказывались на эту тему, можно отнести либо к «кантианскому» либо к «шиллерианскому» лагерю.

Основное отличие между ними состоит в том, что последователи Канта признают важнейшей ценностью свободу индивида в ее либеральной трактовке, а "шиллерианцы" — единство общества на основе метафизической идеи, которая существует вне индивидов (государства, нации, партии, Церкви, класса, цивилизации, абсолютного духа, разума и т.д.).

К "лагерю" Шиллера присоединились приверженцы идеологий антилиберального и антидемократического содержания, причем как правые, так и левые.

-------

В частности, последователем Ф. Шиллера можно считать немецкого историка и философа, правоконсерватора О. Шпенглера.

Романтическая ностальгия по гармонии и целостности социокультурного бытия и критика либерально-демократического «хаоса» отразились в его историко-философской концепции "культуры" и "цивилизации".

Культура, по А. Шпенглеру, – это органическая

тотальность общественного бытия, существующая на основе уникального чувственного архетипа, который он называл душой.

Если Ф. Шиллер высказал идею о том, что идеальное государство должно быть «эстетическим» и похожим на произведение искусства, то А. Шпенглер продолжил эту гипотезу и указал, какой именно должна быть чувственная форма этого государства (аполлоновской, магической, фаустовской и т.д.), рассматривая ее на примере художественных символов разных культур.

Фазу цивилизации, в которую, по А. Шпенглеру, Запад вошел примерно с 1800 года, сопровождает разложение органической тотальности формы, кризис «души», доминирование отчужденного, индивидуализированного и одновременно массифицированного общества. Эта фаза предвещает близкую смерть культуры.

Что мы сейчас и видим на западе

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

орбан

  Портрет политика или кто такой Орбан 3 дня назад 451 прочитал В Европе почти не осталось независимо мыслящих политиков. Американцы качественно зачистили политическое поле ЕС. И тем не менее. есть страна где глава заботится не о благе ЕС, а о своем народе. Орбан. фото из сми Виктор Орбан является действующим премьер-министром Венгрии. Заняв пост в довольно молодом возрасте, он завоевал неоднозначную репутацию. Человек, который хорошо общается с российским президентом, воплощает в европейской стране политику, построенную в соответствии со своими убеждениями. Ранние годы Родился будущий руководитель 31 мая 1963 года в венгерской семье со средним достатком. Детство мальчика проходило в небольшом местечке с сельскими пейзажами. Его отец был агрономом и привил Виктору любовь к родной земле. Спустя годы семья переехала в другой городок, где он окончил школьное обучение. После армейской службы Орбан отправился в университет Будапешта и поступил на юридический факультет. Став магистром, парен

7 жестоких фактов о нашей жизни, которые важно осознать мужчине, или вам будет очень больно. 1. Справедливости не существует. У каждого разные стартовые условия. Кто-то родился бедный, а кто-то богатый. Кто-то высокий, а кто-то не очень. Кто-то болезненный, а кто-то здоровый как бык. Каждому придется карабкаться и бороться за жизнь по-своему. И не жаловаться на это. 2. Ошибки неизбежны, как и боль от них. Иногда приходится платить не деньгами, а болью, за те проблемы, которые мы создали себе. Ну и что? Боль выковывает мужчин. Учитесь признавать ошибки и переживать боль. Только так можно стать сильнее. 3. Жалость к себе не помогает. Надо лечить зубы, а денег мало? Набираете вес и жена критикует вас? Обнять себя и плакать не поможет, никто не придет и не решит за вас все проблемы. Придется попотеть. 4. Зарабатывать деньги - это труд. Как много я видел и консультировалм мужчин, которые набрали кредитов и не знали, что делать. Как много мужчин мечтают о крутой работе или легких деньгах, а сами даже не собираются трудиться. 5. Надежных друзей надо заслужить. Хорошие друзья не появляются из ниоткуда, если вы чудак и злой неприятный человек. Чтобы у вас был надежный друг, нужно самому быть надежным и хорошим человеком. А для этого придется работать над собой. 6. Женщины любят тех, кто может. Накопить денег. Быть сильным. Не обижаться. Победить других. Решать сложные проблемы. Приезжать и поддержать. Следить за собой и выглядеть хорошо. 7. Жизнь очень сложна, а для счастья нужно очень много трудиться. Если мужчина не найдет свое место в жизни, если не сможет заработать денег, привлечь женщину, стать сильным и способным преодолевать невзгоды, он будет страдать. И все рядом с ним тоже будут страдать.

7 жестоких фактов о нашей жизни, которые важно осознать мужчине, или вам будет очень больно. 1. Справедливости не существует. У каждого разные стартовые условия. Кто-то родился бедный, а кто-то богатый. Кто-то высокий, а кто-то не очень. Кто-то болезненный, а кто-то здоровый как бык. Каждому придется карабкаться и бороться за жизнь по-своему. И не жаловаться на это. 2. Ошибки неизбежны, как и боль от них. Иногда приходится платить не деньгами, а болью, за те проблемы, которые мы создали себе. Ну и что? Боль выковывает мужчин. Учитесь признавать ошибки и переживать боль. Только так можно стать сильнее. 3. Жалость к себе не помогает. Надо лечить зубы, а денег мало? Набираете вес и жена критикует вас? Обнять себя и плакать не поможет, никто не придет и не решит за вас все проблемы. Придется попотеть. 4. Зарабатывать деньги - это труд. Как много я видел и консультировалм мужчин, которые набрали кредитов и не знали, что делать. Как много мужчин мечтают о крутой работе или легких деньгах, а

Слепаков высмеял погибших в сво

 Есть протест против войны. А есть глумление над погибшими. Это ведь две большие разницы? Опускаться до глумления это не по людски. Следовательно, карма добежит. Уверен. Хоть ты и сбежал в Израиль, но таки ведь дело уголовное должно не просто повиснуть глухарем. Оно должно быть реализовано. Как? Ну ведь Израиль то. не чужая страна. Там же наши тоже есть. фото из сми  Вот какую песню спел Слепаков. Вот какие там есть слова: А братик твой старший ушел по контракту, Родину не продал за латте и чизкейк А теперь героем воротился обратно, Целых девять месяцев страну защищал Скоро мы ему установим оградку И красивый памятник — мэр обещал», «У победы, Ванечка, такая цена Может быть, не очень я хорошая мама Но зато великая, сынок, мы великая страна Что чувствуете? Давайте каждый, самостоятельно озвучит то, что чувствует по отношению к этому персонажу Полагаю, что на него таки повесят статус иноагента. Ему в Израиле от этого не тепло ни холодно И как быть?